Чтобы установить вывеску для магазина или офиса, еще год назад предпринимателю приходилось собирать огромное количество документов, обходить с ними ряд инстанций и два месяца ждать разрешения, не имея никаких гарантий его получения.
В этом году чиновники согласились вступить в переговоры с представителями малого бизнеса об упрощении процедур согласования рекламных объектов.
В итоге проблему отчасти удалось решить. Переговоры велись между Общественным советом по развитию малого предпринимательства и двумя профильными комитетами Смольного – Комитетом по печати и Комитетом по градостроительству и архитектуре. То, о чем удалось договориться, было в виде поправок записано в два постановления правительства Санкт-Петербурга – № 1002 (о взаимодействии исполнительных органов власти при выдаче разрешений) и № 1135 (о правилах содержания и ремонта фасадов зданий).
Поправки касаются информационных конструкций и вывесок, которые используют предприниматели потребительского рынка для обозначения фирменного названия товаров или услуг, расположенных на фасадах зданий, примерно таких: «Нотариальная контора», магазин часов «Чайка», магазин «Дикси» и так далее.
«Была проведена колоссальная подготовительная работа, – рассказывает член Общественного совета по развитию малого предпринимательства, представитель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Роман Шайхайдаров. – Разработкой пакета поправок занимались представители АМПНР совместно с экспертами, руководителем и юристом Общественного совета и руководством Комитета по печати».
Всего было принято 42 поправки. Роман Шайхайдаров выделяет некоторые из них как наиболее важные.
Так, был увеличен срок действия разрешения – с 3 до 5 лет, а при продлении разрешения срок рассмотрения заявки в Комитете по печати сокращен с 60 дней до 1 месяца, в Комитете по градостроительству и архитектуре – с 15 до 7 дней.
Было отменено требование о предоставлении в Комитет по печати согласия собственника (в том числе всех собственников многоквартирных домов) и справки о балансовой принадлежности имущества, к которому присоединяется объект. При этом, правда, никто не отменял саму обязанность получения этого согласия, так как это регулируется Жилищным кодексом РФ (статья 44, часть 2, пункт 3).
Не нужно теперь предоставлять в комитеты свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юрлица, о постановке на налоговый учет и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Поправки разрешают размещать информацию на поверхности сетки на строительных лесах во время строительных работ. Если действующее разрешение для фасада у заявителя уже есть, то дополнительное согласование займет 15 дней.
Самой антибюрократической стала поправка, согласно которой были переформулированы и уточнены критерии и характеристики, чтобы исключить возможность двойного толкования их чиновниками при вынесении решения. Например, слова «ограниченных возможностей» были заменены словом «невозможности», а формулировка «фотография объекта для размещения информации крупным планом» была заменена на «цветная фронтальная фотография фасада c установленным объектом для размещения информации (удаленная)», рассказывает Роман Шайхайдаров. «Это небольшие, но очень важные уточнения, которые не позволяли заявителям однозначно понимать, в каком виде, количестве, размере и как именно информация должна быть размещена на фасаде. Теперь все стало гораздо яснее», – говорит он.
По мнению Шайхайдарова, в итоге такие поправки позволят сократить количество нелегальных вывесок и информационных конструкций. «Общее количество вывесок при этом не изменится, если не изменится число объектов. Но тут важно не количество, а качество, – объясняет Роман Шайхайдаров. – Если вывеску легко повесить и не нужно менять каждые три года, то можно позволить себе хорошую информационную конструкцию, разрешение на которую легче продлить. Предприниматели смогут заказывать вывески более надежные и эстетически не враждебные архитектурному облику Петербурга».
Следующим шагом будет перевод процедуры получения разрешений в онлайн-режим: тогда подавать заявки и получать согласия чиновников можно будет через специализированный сайт.
Как будет работать новая упрощенная процедура, обсудят на следующей неделе, 10 декабря, на круглом столе «Размещение рекламы и информации в Санкт-Петербурге – взгляд бизнеса и власти» в рамках XII форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга в «Ленэкспо».
Петербург нуждается в рекламе?
Месяц назад операторы наружной рекламы обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой ввести мораторий на утверждение новой схемы размещения наружной рекламы на срок до шести месяцев. В противном случае, считают они, рекламный рынок будет уничтожен. Согласно проекту новой схемы размещения наружной рекламы, из 9692 конструкций, установленных сейчас, в Петербурге должно остаться только 532. Ответа губернатора до сих пор нет.
Если схема будет принята в таком виде, в Центральном районе останется всего 10 рекламных конструкций, в Василеостровском – 14, в Адмиралтейском – 20. В Московском районе – 90 объектов. А в Кронштадте наружной рекламы не будет вообще.
Такое радикальное сокращение количества мест наружной рекламы должно произойти, объясняют в Смольном, из-за того, что большинство мест не прошли проверку на соответствие требованиям ГОСТа, который, например, запрещает размещать рекламу в павильонах ожидания городского пассажирского транспорта, а также над проезжей частью и обочинами дорог.
Так Петербург может стать первым городом в стране, где требования ГОСТа соблюдены полностью. И первым, где рекламный рынок исчезнет как таковой. Об этом и говорят представители рекламного бизнеса: если все это станет реальностью, будут закрыты десятки предприятий, уволено около десятка тысяч человек. А городской бюджет лишится около 3 млрд рублей за год.
Помимо моратория, рекламные компании предложили губернатору обратиться к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действия ГОСТа и пересмотреть его положения.
«Падение объема рекламы в 18 раз на нас как на производителях рекламных конструкций отразится сразу же, – говорит представитель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Роман Шайхайдаров. – Раньше спрос на рекламу обеспечивал само существование рекламных компаний и занятость людей в этой сфере. В нашем и так непростом положении это очень серьезный удар».
На данный момент ГОСТу не соответствует более 90% рекламных конструкций в России. «Рынок все это время существовал с принятыми нормативами ГОСТа, но когда дело доходило до суда, то суд вставал обычно не на сторону рекламных компаний, предписывая ГОСТу обязательный характер, – говорит эксперт. – И принятая схема опирается именно на такое понимание его требований. Мы просим губернатора о введении некоторого временного моратория до четкого определения параметров, правил и юридической составляющей этого вопроса. Оформленной реакции от губернатора пока нет».
Кроме всего прочего, Ассоциация малых предприятий наружной рекламы намерена добиваться, чтобы на законодательном уровне было закреплено право субъектов малого и среднего бизнеса участвововать в торгах. «К конкурсной процедуре малый бизнес никогда не был допущен – слишком высокие были барьеры. Лоты сейчас предлагаются пакетами, а не делятся на единицы. Таким образом, малый или средний предприниматель не может даже и мечтать о том, чтобы принять в них участие. Поэтому, поддерживая общую инициативу о внесении поправок в ГОСТ, мы хотим выступить и с собственными предложениями, чтобы поддержать малые компании», – говорит Шайхайдаров.
Анастасия ДМИТРИЕВА, фото: monbag.ru