Как сообщает dp.ru по жалобе оператора наружной рекламы «Волгобалт Медиа» сотрудники правоохранительных органов задержали представителей ГУП «Городской центр размещения рекламы», которые наклеивали на рекламные конструкции этой компании желтые стикеры с надписью «Размещено с нарушением закона о рекламе». Идет проверка на предмет хулиганства, а бизнесмены готовятся взыскивать со Смольного убытки, причиненные порчей имущества.
Как сообщил корреспонденту dp.ru директор по продажам ЗАО «Волгобалт Медиа» Дмитрий Ганибалов, 6 марта участковый оперуполномоченный 26-го отдела полиции ГУ МВД СПб и ЛО Филипп Федоров задержал сотрудников ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР), которые наклеивали на принадлежащую компании рекламную конструкцию ярко-желтый стикер размером 100*35 см с надписью «Размещено с нарушением закона о рекламе».
«Увидев, как происходит порча нашего имущества, мы блокировали нарушителям пути отъезда и вызвали полицию, — рассказал Дмитрий Ганибалов. — Был составлен протокол, теперь проводится проверка по факту хулиганства».
В полиции пока не подтвердили информацию о проверке и принятых по ее итогам решениях. В Смольном пока также не комментируют ситуацию. Между тем в ходе проверки чиновники Смольного предъявили полицейским официальную переписку между ГЦРР и комитетом по печати, которая, с их точки зрения, давала им право клеить желтые стикеры.
Все равно я испорчу им праздник
Как следует из этих документов (копии есть в редакции «ДП»), 13 февраля 2015 года директор ГЦРР Юрий Бурунов обратился к председателю комитета по печати Сергею Серезлееву с просьбой согласовать размещение стикеров именно на щиты ЗАО «Волгобалт Медиа».
«В рамках арбитражного дела… между ГЦРР и ЗАО «Волгобалт Медиа» заключено мировое соглашение, в соответствии с которым Общество обязалось демонтировать 241 рекламную конструкцию не позднее 13.03.2015, — написал Бурунов. — До настоящего времени Общество не приступило к исполнению условий соглашения. На просьбу предоставить график исполнения в декабре 2014 года Общество ответило отказом. С августа 2014 года Общество перестало осуществлять платежи по претензиям. Общая задолженность на текущую дату составляет 17,1 млн рублей.
Кроме того, в 2015 году Общество обратилось в арбитражный суд с иском об оспаривании предписаний на демонтаж, выданных комитетом по печати. В рамках указанного дела суд 4 февраля 2015 года наложил обеспечительные меры в виде приостановления действия 718 предписаний, а также наложения запрета на демонтаж.
Регулярный мониторинг рекламных конструкций выявляет активную предпринимательскую деятельность ЗАО «Волгобалт Медиа» по размещению рекламы — очевидно, что клиенты компании не осведомлены о противоправности такой деятельности.
В связи с этим предлагаю разместить на информационных полях конструкций ЗАО «Волгобалт Медиа» стикеры (наклейки) с информацией о том, что конструкция эксплуатируется с нарушением закона. Работы предполагается выполнять силами сотрудников ГЦРР без нанесения вреда имуществу компании.
Предлагаемые действия… не запрещены действующим законодательством; исходят не от комитета по печати, а от КУГИ (в лице ГЦРР), что не нарушает условий обеспечительных мер суда; не нарушают условий мирового соглашения».
В ответ на это обращение 18 февраля Сергей Серезлеев согласовал размещение стикеров на щитах «Волгобалт Медиа» и попросил изготовить и разместить их за счет ГЦРР.
«Вообще-то, незаконной, по сути, является сейчас вся наружная реклама, потому что договоры на размещение щитов истекли у всех. Значит, и клеить такие стикеры надо всем без исключения — или не клеить никому. Когда мы весной 2014 года заключили мировое соглашение, была достигнута договоренность: мы продолжаем платить, а они нас не сносят. И мы исправно платили, пока не убедились, что договоренность чиновниками не соблюдается, щиты продолжают демонтировать, — возражает Дмитрий Ганибалов. —Тогда мы и приняли решение прекратить платежи до момента юридического разрешения вопроса. При достижении законных договоренностей компания готова единомоментно перечислить на расчетный счет ГЦРР полную сумму задолженности, о чем мы еще в августе предупредили руководителей администрации».
Рынок вне закона
Рынок наружной рекламы Петербурга лихорадит с конца 2013 года, когда начали истекать сроки договоров на размещение рекламных конструкций, заключенных Смольным с операторами еще при губернаторстве Валентины Матвиенко. Команда Георгия Полтавченко объявила о намерении пересмотреть схему размещения щитов, резко сократив их общее количество, а потому не спешила объявлять новые конкурсы на заключение договоров. Сроки истекали, комитет по печати выдавал компаниям предписания о сносе щитов, компании оспаривали эти предписания в суде, а конкурсов все не было. В течение 2014 года на де-юре нелегальное положение перешли практически все операторы.
«Операторы ждут этих треклятых торгов уже более 7 лет! — возмущается Дмитрий Ганибалов. — Именно с того момента, когда вступил в силу федеральный закон. Однако за все это время ни со стороны комитета, ни со стороны ГЦРР, ни со стороны ГУ ГРИИ не было сделано ровным счетом ничего для их подготовки и проведения. А ведь еще до окончания большинства договоров и выхода всего рынка из правового поля можно было подготовить план сохранения отрасли».
Ситуация еще более обострилась в 2014 году, когда вице-премьер РФ Игорь Шувалов потребовал от региональных властей обязательного соблюдения ГОСТа «Наружная реклама на автодорогах». Этот ГОСТ, разработанный ГИБДД еще в 2003 году, запрещает устанавливать рекламные конструкции над проезжей частью и на обочине.
В Петербурге ему не соответствует 90% всех существующих рекламных щитов, но до прошлого года ГОСТ носил рекомендательный характер. После требования Шувалова Смольный должен уничтожить 11 тыс. рекламных конструкций и фактически убить рынок, объем которого в 2013 году составил 6,4 млрд рублей. За 2014 год ГЦРР демонтировал 2 тыс. конструкций. Еще 9 тыс. щитов чиновники предписали снести самим компаниям. Те сейчас оспаривают предписания в суде и добились судебного запрета на демонтаж. По данным «ЭСПАР-аналитик», за 2014 год число рекламных поверхностей в городе сократилось на 8,5%, а объем рынка, по оценке Russ Outdoor, упал до 4,5 млрд рублей.
Некоторые платят, а некоторые — так…
Находясь в таком нелегальном положении, часть операторов рекламы — «Постер», Russ Outdoor, «Реклама центр» — продолжали безропотно платить за фактическое использование щитов те суммы, которые требовали чиновники. Другие — «Руан», «Талер», «Топ мьюзик», «Астра вижн» — перестали платить, начав судебные споры с чиновниками по поводу размера платежей.
«Мы не оспариваем саму обязанность платить, но разница между тарифами и реальными требованиями ГЦРР составляет до 70%, это десятки миллионов рублей. Именно разницу мы и оспариваем в суде, и суды всех инстанций нашу правоту признают, — комментирует свою позицию гендиректор ЗАО «Руан» Вячеслав Ананских. — Как только суд определяет законный размер требования, мы сразу его погашаем».
В ходе процессов, которые затянулись уже на полтора года, им удавалось снизить требования чиновников на 20-30%. В итоге комитет, разозленный сопротивлением бизнесменов, подал иски о банкротстве должников.
Как ранее сообщал dp.ru Сергей Серезлеев, вице-губернатор Александр Говорунов собрал у себя всех операторов-должников, общий долг которых уже достиг 200 млн рублей, и выдвинул им ультиматум: или они предоставляют график погашения долгов до 9 мая, или Смольный выгоняет их с рынка.
«Когда с нас потребовали эти графики, мы им сразу направили встречное предложение: давайте заключим мировые соглашения по нашим судебным делам, и мы сразу перечислим все требуемые суммы на ваш счет! — возмущается Дмитрий Ганибалов. — Но с нами продолжают судиться и к тому же организуют такую внесудебную травлю. При этом из ГЦРР недавно прислали нам официальное письмо с просьбой разместить ко Дню Победы 160 плакатов с социальной рекламой. Вы хоть разберитесь там между собой: если нас сносите, то не обращайтесь с такими бредовыми просьбами! А то у вас правая рука не знает, что делает левая!»
«Я не думаю, что именно «Волгобалт Медиа» находится в этакой опале у Смольного, — сомневается президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский. — Скорее всего, они просто попались под горячую руку, а со временем эта практика будет распространена и на остальных операторов-должников. Между тем мы, со своей стороны — со стороны общественности, — планируем бороться с незаконными вывесками, баннерами и рекламной расклейкой параллельно с действиями администрации».