Падающий самолет рекламы

SONY DSCПока Смольный выясняет значение ГОСТа «Наружная реклама» и не проводит торги, рекламные операторы перестают платить арендные платежи. Появляются иски о взыскании и демонтаже конструкций. В то же время рекламщики заявляют в ФАС о создании для них дискриминационных условий. Некоторые эксперты считают, что рынок уже не спасти, другие оправдывают действия чиновников.

Большинство договорных отношений операторов с городом на размещение наружной рекламы закончились еще в 2013 году. С тех пор рекламные компании платили в бюджет города постфактум за месячное пользование местом. Так должно было продолжаться до новых торгов. В апреле 2014 года правительство Петербурга приняло схему размещения рекламных конструкций, на основе которой можно было бы провести аукцион, который был объявлен в августе на сумму в более 9 млрд рублей. Но его отменили из-за жалобы двух участников рынка – компаний ООО «Реклама-Центр» и ООО «Рекламно-Производственное Предприятие «Нева-Спорт».

В это время в ряде других регионов уже успели раздать рекламные места. В Петербурге объявить второй аукцион не успели. В сентябре в Смольный поступил протокол заседания Общественной комиссии по безопасности дорожного движения при правительстве РФ. Сообщалось, что вся реклама в городе должна быть проверена на соответствие ГОСТу «Наружная реклама». В итоге выяснилось, что ему соответствует лишь 532 конструкции. А после согласования с ГИБДД их осталось 76.

Цифра говорит сама за себя. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву просьбу пересмотреть ГОСТ. «Если он будет носить однозначный характер, то рынка рекламы в Петербурге просто не останется – а это налоги, рабочие места», — прокомментировал председатель Комитета по печати Сергей Серезлеев. Ответ от правительства РФ еще не получен.

А тем временем с некоторыми операторами у Смольного возникли разногласия по оплате аренды. Сейчас сумма долга рекламщиков перед городом составляет около 200 млн рублей, сообщил Серезлеев. По его словам, операторы пользуются тем, что в городе до сих пор не проведены торги на существующие рекламные места. «Они считают, что это дает им право не платить в бюджет города. Мы не только направляем претензии таким компаниям, но и подаем на них в суд», — отметил председатель комитета Смольного.

С начала 2015 года правительство Петербурга подало, как минимум, 6 исков о взыскании задолженностей с рекламных операторов, в том числе: 22,7 млн рублей с ООО «Руан», 22,2 млн – с ОАО «ХПО», 5,7 млн – с ЗАО «Волгобалт Медиа». Также на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти опубликованы иски о взыскании к ООО «Талер», «Северная столица», «Премиум Аутдор Медиа». Кроме того, Смольный в лице «Городского центра размещения рекламы» требует признать банкротами «Руан», «Талер», «ХПО» и ООО «Астра вижн».

Представитель компании «Волгобалт Медиа» объяснил, почему оператор перестал платить в городской бюджет. «В 2014 году Комитетом по печати и компанией в судебном порядке было заключено мировое соглашение о моратории на демонтаж конструкций, которое действует до конца марта 2015 года. Несмотря на это, осенью комитет разослал всем участникам рынка предписания и начал хаотичные демонтажи конструкций операторов в городе, в связи с чем наша компания решила приостановить платежи в «ГЦРР» до момента юридического разрешения вопроса. Однако Комитет по печати отказывается урегулировать ситуацию в правовом поле, настаивая на безусловной оплате за фактическое пользование без отзыва предписаний», — прокомментировал директор по продажам и маркетингу организации Дмитрий Ганибалов.

«Волгобалт Медиа» подала иск Комитету по печати, и в рамках этого дела на все рекламные конструкции были наложены обеспечительные меры. Ганибалов считает, что именно поэтому на конструкции компании Смольный начал клеить желтые стикеры с надписью «Рекламная конструкция эксплуатируется незаконно» — единственный выход препятствовать деятельности компании. По мнению Ганибалова, эта надпись не имеет отношения ни к вопросам оплаты, ни к вопросам незаконного обогащения, да и 97% рекламы в городе не соответствует ГОСТу. «Мы с удивлением констатируем, что вместо помощи рынку в сложный экономический период, профильный комитет всячески пытается создать проблемы операторам, при том, что сам ответственен за несвоевременное проведение торгов и создание внеправового положения всех участников рынка», — сказал представитель «Волгобалт Медиа».

ООО «Руан», ООО «Топ Мьюзик» и ОАО «ХПО» решили действовать иным способом. По заявлению этих компаний в отношении Комитета по печати УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции. «По сообщению заявителей, ГУП «ГЦРР» осуществляет демонтаж их рекламных конструкций без оповещения, вопреки судебным запретам и нормам законодательства. Также заявители обращают внимание на то, что с другими участниками рынка (ООО «Рекламно-Производственное Предприятие «Нева-Спорт», ЗАО «Постер») заключены мировые соглашения, следовательно, демонтажи не производятся», — сообщили в пресс-службе УФАС по Петербургу. Таким образом, эти операторы заявили о создании Смольным для них дискриминационных условий.

«Мировые соглашения заключались с теми компаниями, которые не имели задолженностей перед бюджетом. Заявители в ФАС имеют долги, но при этом извлекают прибыль. У «ГЦРР» есть исполнительные листы на демонтаж рекламных конструкций по судебным решениям», — подчеркнул Сергей Серезлеев.

«Те операторы, которые имеют задолженность перед бюджетом, ссылаясь на то, что торги до сих пор не прошли — ведут себя некорректно. Выход, предложенный городским правительством и поддержанный на совещании всеми операторами, является честным и справедливым: до проведения торгов не будут демонтироваться конструкции компаний, не имеющих задолженностей. Компании с задолженностью могут погасить ее. В этом и есть равная и всем доступная, совершенно не дискриминационная позиция города», — считает руководитель представительства в Петербурге Russ Outdoor Владимир Рябовол.

Вице-президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Роман Шайхайдаров в свою очередь отметил, что рынок рекламы в его нынешнем виде уже не спасти. «Это ситуация падающего самолета. Легально рекламу сейчас не поставить – появляется много незаконных конструкций, которые не подсвечены и технически опасны для прохожих. Правы будут сейчас те, кто решает вопросы в правовом поле. Возможно, проще упасть, разбиться и снова возродиться на новых торгах», — сказал он.

Наталья Блинникова www.baltinfo.ru