Суд отменил часть схемы размещения наружной рекламы в Петербурге

20150521_115555По сообщению издания dp.ru Санкт-Петербургский городской суд создал опасный прецедент — по жалобе физлица из городской схемы размещения наружной рекламы исключен адрес на пересечении проспекта Испытателей и Коломяжского проспекта.

Гражданка Иванова А.И. обратилась с иском в Санкт-Петербургский городской суд о признании не соответствующими федеральному законодательству отдельных положений Схемы размещения наружной рекламы в городе. Документ был принят в апреле прошлого года. В перечне содержится более 9,6 тыс. мест для размещения конструкций, но у заявителя возникли претензии только к одному адресу, на пересечении проспекта Испытателей и Коломяжского проспекта.

Иванова заявила суду, что «рекламная конструкция в этом месте отвлекает внимание участников дорожного движения, затрудняет восприятие дорожной обстановки, светофоров и дорожных знаков, создает непосредственную опасность не только для водителей, но и пешеходов».  Рекламный щит на перекрестке у станции метро «Пионерская» «создает опасность для ее жизни, здоровья и имущества». При этом в материалах дела сказано, что истец не является водителем.

Заявитель ссылалась на то, что размещение рекламы на перекрестках противоречит разработанному ГИБДД ГОСТу «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Согласно этому документу, не допускается размещение рекламных конструкций над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Допустимое расстояние для щитов и билбордов — более 5 м от края автомобильных дороги и дальше 100 м от дорожного знака или светофора. Суд встал на ее сторону и постановил исключить это место из схемы. Ответчик — правительство Петербурга — не стал подавать апелляцию, решение суда уже вступило в силу.

Рекламный щит 3х6 у перекрестка Испытателей и Коломяжского проспектов принадлежит ГК «Постер». По данным сервиса Mediacatalog, размещение рекламы на одной из сторон этой рекламной конструкции продано до января 2016 года, вторую можно арендовать с сентября за 60 тыс. рублей в месяц.

В компании «Постер» сообщили, что их к судебному разбирательству не привлекали. «Требованиям ГОСТа не отвечает 95% всей наружной рекламы не только в Петербурге, но и во всей стране. До последнего времени он расценивался как добровольный и более 10 лет практически нигде не применялся. Непонятно, почему претензии возникли именно сейчас и только к этой конструкции нашей компании», — говорит заместитель генерального директора ГК «Постер» Юрий Букчин.

Решение суда открывает новые возможности для борьбы с конкурентами на рекламном рынке. При желании, на тех же основаниях можно добиться исключения из схемы размещения и в дальнейшем демонтажа практически любого рекламоносителя в Петербурге.

О точном исполнении ГОСТа заговорили в августе 2014 года, после совещания с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Он разослал губернаторам письма о необходимости привести наружную рекламу в соответствие с требованиями этого ГОСТа. Если буквально следовать этим нормативам, в Петербурге число мест для размещения наружной рекламы придется сократить с 9,6 тыс. до 46. Чтобы не допустить ликвидации этого рынка, в начале года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и мэр Москвы Сергей Собянин и обратились к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть ГОСТ и отказаться от самых одиозных его положений. Весной первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минпромторгу разобраться с правоприменением документа. В мае Росстандарт выпустил разъяснения, что ГОСТ является рекомендательным и подлежит применению на добровольной основе. Впрочем, как выяснилось, на решения суда это не влияет.

«Полагаю, это отклик борьбы сторонников и противников применения ГОСТ. Не думаю, что истец Иванова А.И. – это лицо, действующее по собственной инициативе. Скорее всего, мы увидим ещё не одно действие этого спектакля, с привлечением на сцену людей из зрительских лож. Позиция АМПНР основывается на грамотном использовании технических регламентов, основанном на соблюдении базовых принципов – безопасность людей и разумный подход.» — прокомментировал эту новость Александр Ружинский, президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы.