Хочется новой рекламы

20141015_111031Как пишет издание dp.ru Петербургское УФАС решило подстегнуть развитие рынка наружной рекламы и возбудило дело против комитета по печати Смольного, который вот уже 2 года не проводит новых конкурсов. Из–за этого доступ новым участникам на рынок наружной рекламы закрыт.

Глава Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу Вадим Владимиров вчера сообщил «ДП», что 3 июня его ведомство возбудило антимонопольное дело против комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга.

«Я подписал приказ о возбуждении нового дела в отношении комитета по печати по признакам нарушения закона о защите конкуренции, выразившегося в непроведении обязательных торгов на размещение рекламных конструкций. Это может привести к ограничению конкуренции на рынке наружной рекламы», —заявил чиновник. По его словам, из–за того, что с 2013 года Смольный не проводит новых конкурсов, рынок остается закрытым для новых игроков: «А между тем узкий круг лиц без правовых оснований эксплуатирует рекламные конструкции, получает с них доход».

«Мы благодарны ФАС за активную позицию. Все ее инициативы будут внимательно проанализированы», — уклончиво ответил на претензии антимонопольного органа председатель комитета по печати Сергей Серезлеев.

Незваный ГОСТ

Осенью 2014 года вице–премьер РФ Игорь Шувалов создал для городских чиновников непреодолимое, на их взгляд, препятствие для проведения новых конкурсов на размещение наружной рекламы: он заявил об обязательном соблюдении принятого еще в 2003 году ГОСТа ГИБДД «Размещение наружной рекламы вдоль дорог». Этому ГОСТу, который 10 лет воспринимался как рекомендательный, не соответствуют 99,6% щитов в Петербурге. Несмотря на ГОСТ, в большинстве регионов РФ, где также сроки договоров размещения наружки истекли в этом и прошлом годах, провели новые конкурсы, обеспечив поступления в бюджеты регионов до 2020 года в общей сложности около 100 млрд рублей.

Дело тонкое

Но в Петербурге чиновники отнеслись к ГОСТу и к словам Шувалова всерьез. Они долго составляли новую Схему размещения объектов наружной рекламы. В октябре в нее входили 532 объекта, сегодня, по словам Сергея Серезлеева, уже около 1 тыс. Весной 2015 года губернатор Георгий Полтавченко обратился в правительство РФ с просьбой разъяснить, обязателен ГОСТ или нет. Но пока безрезультатно. «Мы готовы к любому решению. Скажут «обязательный» — проведем конкурс на 1 тыс. объектов. Скажут «нет» — проведем на все 10 тыс.», — говорит Сергей Серезлеев.

Мнения участников рынка разделились. «Любое урегулирование вопроса лучше, чем отсутствие правил, — комментирует Владимир Рябовол, руководитель филиала Russ Outdoor в Петербурге. — Но вопрос в политической воле. В Москве споры идут, а разрешения у операторов уже есть. Собака лает, а караван идет. А мы все ждем».

Малый бизнес на рынке наружки также поддержал инициативу и при этом потребовал учесть на новых конкурсах его интересы. «Важно, чтобы при новых торгах были лоты и по 1–10 щитов, а не только по 500–1000, тогда малые игроки смогут конкурировать за них», — говорит президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский.

Но некоторые игроки отнеслись к делу ФАС настороженно. «Война всем надоела. Если город выбрал такой вектор — сохранение статус–кво до прояснения ситуации с ГОСТом, пусть и движется по нему», — считает владелец АО «Руан» Вячеслав Ананских.

«Город должен выставлять на торги участки под щиты, очищенные от обременений и рисков, — осторожен в оценках президент ЗАО «Постер» Кирилл Опарин. — Люди, чтобы заплатить за них, возьмут кредиты. Чуть что сорвется, и все: они банкроты».