«Щит» для наружной рекламы

 

«Щит» для наружной рекламы
В конце апреля Арбитражный суд Петербурга признал законным решение антимонопольной службы о том, что комитет по печати нарушил закон о конкуренции, не организовав торги на размещение наружной рекламы. В Смольном намерены обжаловать постановление ФАС во второй инстанции. Глава комитета по печати Сергей Серезлеев рассказал Лениздат.Ру, что конкурс будет проведен, но только после того, как в ГИБДД утвердят окончательные требования отраслевого ГОСТа, а в комитете по печати скорректируют с их учетом схему мест установки рекламных конструкций.
Когда придет время
Комиссия петербургского УФАС признала действия комитета по печати Петербурга и подконтрольного ему ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) нарушающими закон о защите конкуренции в октябре 2015 года. Представители администрации обжаловали решение антимонопольной службы, но в конце апреля 2016 года Арбитражный суд Петербурга отказал в отмене решения ФАС и предписал провести торги на размещение наружной рекламы. Сергей Серезлеев сообщил, что намерен оспорить решение суда во второй инстанции. «ФАС посчитала, что торги было необходимо провести немедленно, в тот период, когда они рассматривали дело. Мы с этим не согласны и торги будут проведены тогда, когда все будет приведено в соответствие. ФАС имеет право вынести такое решение, мы имеем право его обжаловать, мы пойдем в следующую инстанцию», — пояснил в беседе с Лениздат.Ру Серезлеев.

В настоящее время рынок наружной рекламы Петербурга фактически существует «вне закона»: у компаний, которые занимаются этим бизнесом, договоры на размещение рекламных конструкций стали заканчиваться еще в 2013 году, а новые до сих пор не заключены. В апреле 2014 года была опубликована новая схема, сокращающая количество рекламы в Петербурге на треть — до 9,7 тысячи конструкций. Однако торги по ней так и не состоялись из-за ГОСТа ГИБДД, согласно которому 90% мест, указанных в схеме, не подходили для размещения наружной рекламы. Документ, содержащий требования ГИБДД к наружной рекламе, был разработан еще в 2002 году. До сентября 2015 года он носил рекомендательный характер, а с марта 2016 года стал обязательным.
По мнению члена правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александра Ружинского, глава комитета по печати Сергей Серезлеев, отказавшись проводить торги, поступил верно. «В большинстве регионов торги провели. Но возникла правовая коллизия. Требования ГОСТа отменяли результаты проведенных торгов», — сказал в беседе с Лениздат.Ру Александр Ружинский. С ним согласен и президент общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга Сергей Пилатов. В беседе с Лениздат.Ру он поделился мнением о том, что решение не проводить конкурс «в связи с тем, что была неясна ситуация с ГОСТами», было правильным.
Коридор безопасности
Ситуация с требованиями ГИБДД разъяснилась 1 марта 2016 года. В документ были внесены изменения, смягчающие нормы размещения рекламных конструкций. Первоначально ГОСТ запрещал размещать рекламу ближе 5 метров от проезжей части, а также на разделительной полосе, если расстояние от края конструкции до проезжей части составляло менее 2,5 метров.
В измененном документе введено понятие «коридор безопасности». Это земельные участки, «включающие в себя территорию, прилегающую к проезжим частям дорог в населенных пунктах», где запрещается устанавливать рекламные конструкции. Новый ГОСТ содержит схемы, формулы и расчеты, но, если резюмировать, то теперь объекты наружной рекламы запрещено устанавливать на расстоянии 0,6 метра от проезжей части. «Коридор  безопасности – продукт научной мысли. Причем, основанный на реальных исследованиях. Это может быть предпосылкой для передачи опыта и в другие страны», — считает Александр Ружинский.
По словам Сергея Пилатова, нерешенным в настоящее время остается вопрос с нависающими над проезжей частью рекламными конструкциями, которые не разрешены новыми правилами ГОСТа. Пилатов заявил, что в Петербурге таких щитов много, «поэтому было принято решение, что город обязан решить этот вопрос с госавтоинспекцией».
Глава комитета по печати Петербурга Сергей Серезлеев сообщил, что была создана рабочая группа, которая 1 апреля приступила к реализации мероприятий дорожной карты по исполнению изменений в ГОСТе.
Планируется, что торги могут состояться уже в сентябре 2016 года. Одна из первостепенных задач – провести инвентаризацию всех рекламных мест, которые занесены в схему 2014 года. В настоящее время в ней содержится 10 тысяч конструкций. С учетом нового ГОСТа ГИБДД их число уменьшится до 8 тысяч. По мнению Сергея Серезлеева, на рынке наружной рекламы это практически не отразится. «Если уменьшается количество рекламных конструкций, то увеличивается их стоимость. Я не вижу проблем с пополнением бюджета, я думаю, что бюджет ничего не потеряет», — пояснил Серезлеев.
В том, что сокращение рекламных конструкций приблизительно на 2 тысячи из-за пересмотра схемы наружной рекламы существенно не отразится на рынке, убежден Александр Ружинский. «Тренд на сокращение носителей присутствует уже давно. И особенно за счет того, что в исторической части сократилось количество объектов наружной рекламы.  В принципе, та цифра, которая сейчас называется, переваривается рынком», — считает Ружинский.
По словам Сергея Пилатова, сокращение носителей – нормальный процесс и участники рынка к нему готовы, более того, он считает,  что «в свое время был некоторый  переизбыток носителей».
Напомним, в 2015 году было демонтировано почти 12 тысяч рекламных конструкций, на это было затраченоболее 1,5 млн бюджетных средств. Как сообщает комитет по печати, в апреле 2016 года было выявлено больше тысячи незаконных объектов наружной рекламы, установленных без разрешительных документов.
Почти легальный бизнес
Из-за того, что комитет по печати до сих пор не утвердил новую схему наружной рекламы и не провел торги, у рекламных компаний нет возможности перезаключить истекшие договоры. В качестве временной меры власти города высылают операторам рекламы  претензии  по землепользованию. Если они своевременно вносят платежи – щиты не убирают.
Такое решение в 2015 году разделило операторов наружной рекламы на два лагеря: тех, кого устраивала сложившаяся ситуация и тех, кто был недоволен действиями комитета по печати.  «Несогласные» заявили о том, что со стороны города странно требовать денег «как за настоящий бизнес» в условиях уничтожения рынка: демонтажей конструкций, отсутствии хотя бы временных договоров, потере доверия рекламодателей. Поэтому они отказывались платить.
На сегодняшний день, по словам Сергея Серезлеева, у рекламных компаний нет задолженностей перед городом. «Была достаточно агрессивная позиция в конце 2014 –  начале 2015 года, но все компании выровняли платежи», — добавил Серезлеев. По словам Александра Ружинского, ситуация на рынке наружной рекламы, действительно, стабилизировалась. «Насколько мне известно, каких-то конфликтов или острых взаимонепониманий на рынке сейчас нет», — рассказал Ружинский.
После внесения изменений в ГОСТ ГИБДД у операторов рекламы появилась надежда на полную легализацию своего бизнеса. Сергей Пилатов считает, что торги на размещение наружной рекламы могут быть проведены в сентябре. «Никто из игроков рынка, мы внимательно наблюдаем за этим процессом, недовольства не высказывает. Ассоциация операторов наружной рекламы, в которой раньше было три или четыре члена, сейчас объединяет всех значимых игроков, около восьми или девяти организаций, которые раньше не очень дружили друг с другом», — пояснил Пилатов.
Немного осторожнее о возможных сроках проведения конкурса говорит гендиректор группы компаний «Постер» Кирилл Опарин. В беседе с Лениздат.Ру он сообщил, что в случае, если схема мест наружной рекламы будет готова до конца августа, то вполне реально, что осенью торги состоятся. «До торгов демонтажей, я надеюсь, не будет происходить. Потому что все операторы осуществляют платежи городу. И таким образом, ситуация решена. Поэтому незаконно стоящих конструкций с точки зрения платежей, в городе нет», — рассказал Опарин.

Наталья Гиевская

Адрес статьи: https://lenizdat.ru/articles/1138814/