oohmag.ru подвел итоги года для питерского рынка «наружки»

SONY DSCСМИ: под конец года городские власти сумели обратить внимание федерального центра на свои интересы, связанные с рынком наружной рекламы.

Цена вопроса. 

С 1 марта 2016 года ГОСТ «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений» станет обязательным. Ещё в сентябре 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев включил данный документ в перечень национальных стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение технического регламента «о зданиях и сооружениях».

ГОСТ Р 52044-2003 существует уже 13 лет. В частности документ запрещает установку рекламных конструкций ближе 5 м от края тротуара, на разделительных полосах и в виде арок над проезжей частью.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день установлено около 800 билбордов на разделительных полосах и около сотни арок над проезжей частью. Но главное препятствие для отрасли это вопрос отступа от края дорог и расстояния от разделительной полосы. Комитет по печати озвучил, что требованиям ГОСТа отвечают всего лишь 532 места, расположенных в основном на окраинах города.

Демонтаж почти 90% существующих конструкций, не вписывающихся в ГОСТ, для игроков «наружки» равнозначен потерей рынка объёмом несколько млрд рублей в год. Стоит отметить, что городской бюджет получает за размещение «наружки» не так много.

29 октября 2015 года в заседании Санкт-Петербургского УФАС России по антимонопольному делу №К03-66/15 из показаний заместителя председателя комитета по печати А.М. Дрожжина было установлено, что из собираемых за право установки и эксплуатации рекламных конструкций около 3 миллиардов рублей в год, в бюджет города перечислено только 600 миллионов рублей. Кем и на какие цели расходуется разница между собираемыми и перечисляемыми в бюджет денежными средствами установить не удалось.

Будь помягче со мной…

Осенью 2015 года губернатор Георгий Полтавченко обратился к спикеру Государственной думы Сергею Нарышкину с предложением отредактировать нормы ГОСТа, и совместно с мэром Москвы к правительству РФ с просьбой «смягчить» ГОСТ в части как отступа от края дорог, так и расстояния от разделительной полосы. Эти два аспекта позволят, по оценкам экспертов, сохранить более 80% рекламных конструкций.

К концу года выяснилось, что аргументы Полтавченко были услышаны. Первый вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение главам ФАС, Росстандарта и МВД в срок до 1 марта 2016 года подготовить совместно с властями Петербурга, Москвы и Московской области изменения к ГОСТу. Это означает, что у отрасли появился шанс выжить в теперешнем виде. Регионам совместно с федеральными ведомствами предстоит разработать поправки к ГОСТу.

«Уже в ближайшее время в нашем комитете пройдут совещания с операторами рынка наружной рекламы, по итогам которых мы будем готовы дать предложения по изменению ГОСТа о наружной рекламе на автомобильных дорогах», — заявил тогда председатель комитета по печати Сергей Серезлеев.

Однако в 2015 году поправки к ГОСТу не были приняты. Как сообщил в конце декабря руководитель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР) Роман Шайхайдаров, когда будут внесены поправки — до сих пор неизвестно.

«Если в январе-феврале эти поправки не будут внесены, то потом только одной поговоркой можно будет объяснить: поздно пить «Боржоми», когда почки отказали», — сказал эксперт.

Исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе федерального межотраслевого совета «Деловой России» Дмитрий Крючков считает, что процедура внесения поправок заведомо не может начаться раньше 30 ноября 2016 года.

Все тайное становится явным

Тем временем ситуация с обсуждением правок к ГОСТу принимает в Санкт-Петербурге характер схватки «под ковром». Так депутат Законодательного собрания Виталий Милонов отправил вице-премьеру Игорю Шувалову тайное письмо, в котором заверил федерального чиновника в единогласной позиции законодательной власти по вопросам размещения рекламных конструкций.

Другой депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв так прокомментировал ситуацию: «Такие слушания действительно состоялись, но информация о якобы достигнутой по их итогам единой позиции является ложной — мнения депутатов разошлись. Непонятно, на каких основаниях господин Милонов присвоил себе право обращаться в федеральные органы власти от имени всех депутатов Законодательного собрания».

Депутат Ковалёв добавил, что, по его мнению, противники ГОСТа, по сути, лоббируют свои бизнес-интересы.

Медиа-баттл

Напряженность вокруг ситуации на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга осветили в начале декабря на РБК-ТВ.

В передаче с участием председателя отделения по рекламе общественной организации «Деловая Россия» Ильи Котова и главы петербургского представительства Russ Outdoor Владимира Рябовола участники обсудили вопросы рынка «наружки».

Объём рынка наружной рекламы в 2015 году сократился на 25%. На фоне экономических неурядиц рекламодатели заняли выжидательную позицию. Эксперты предупреждают, серьёзные проблемы «наружке» могут создать непродуманные шаги по регулированию рынка, не исключено сворачивание отрасли. Как решить проблемы рекламораспространителей? Как совместить интересы общества и бизнеса? Смотрите двадцатиминутное видео подробного разговора на эту тему.

Апартеид на рынке

Декабрь 2015 года также был отмечен обвинением антимонопольной службы чиновников Смольного в создании дискриминации на рынке наружной рекламы.

Антимонопольный орган установил, что ГУП «ГЦРР», действуя от имени и по поручению комитета по имущественным отношениям, применял неравный подход к деятельности outdoor-операторов, вследствие чего на рынке наружной рекламы могла быть ограничена конкуренция.

В частности, в условиях окончания срока действия договоров и непроведения торгов на право размещения рекламных конструкций с одними компаниями ГУП «ГЦРР» заключил мировые соглашения, а с другими нет, соответственно, рекламные конструкции одних компаний демонтировались, а другие имели возможность продолжать работать на рынке.

Рассмотрим решение УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Данные свидетельствуют о бездействии уполномоченных органов Санкт-Петербурга по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций (в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек), а также о создании дискриминационных (неравных) условий, связанных с демонтажем рекламных конструкций различных хозяйствующих субъектов.

ФАС определяет

Тем временем в начале 2016 года в Санкт-Петербурге примут новую схему размещения наружной рекламы.

«Будет определена новая схема, которая соответствует ГОСТу», — заявил представитель управления ФАС.

Ещё в ноябре 2015 года антимонопольщики обязали комитет по печати провести торги по местам для рекламных конструкций. Бездействие чиновников из Смольного посчитали нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции. Уже сейчас на торги можно выставить 145 мест под «наружку».

«Изначально было 15 тысяч с лишним мест для размещения рекламы, осталось 9 тысяч, сейчас ещё меньше. Комитет по печати выявляет новые места, которые соответствуют законодательству», — сообщил заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Вячеслав Тукаев.

Нынешнее количество конструкций власти города считают слишком большим. Поэтому их будут демонтировать и даже переносить рекламные конструкции из уже существующих мест.

Однако, как пояснил представитель антимонопольной службы, проведение закупки обязательно даже на эти места.

«Если в дальнейшем будут появляться новые возможности для размещения наружной рекламы, это будут новые торги», — отметил он.

Ожидаемые сроки проведения торгов – конец января 2016 года.

Щиты падают

В любом случае нерегулируемый серый рынок «наружки» уже напрямую приносит проблемы гражданам города.

Последняя неделя декабря была отмечена падением рекламных конструкций.

Так 27 декабря на Измайловском проспекте пиллар не выдержал порывов ветра и упал на пешехода, а 23 декабря на Светлановском проспекте на машину упал рекламный щит.

В обоих случаях есть пострадавшие.